Экспедиция LA/OH2FPN в JP61BH (Трюсиль, Норвегия) в январе 2012 г.
Все фотографии и рисунки открываются увеличенными в отдельном окне при щелчке по ним.
Во-первых, на горнолыжном курорте в Трюсиле я побывал впервые ровно два года назад, когда спонтанно со скуки по вечерам после катания начал работать через метеоры с помощью Yaesu FT-897 и 6 элементов. Тогда за 10 дней провел всего 14 QSO. Желание повторить выезд с более адекватным сетапом преследовало все два года, вот оно и вылилось в эту поездку.
В этот раз мы ездили вчетвером - 3 горнолыжника и один сноубордист, все со своими инвентарем, плюс к этому мое железо - мачта-телескоп, антенна, веревки, трансивер, усилитель и т. п. Как все это удалось запихнуть в мой Fiat Albea, удивляюсь до сих пор. Мы, конечно, брали напрокат бокс на крышу, где лежали лыжи, сноуборд и мои железяки, но и помимо этого вещей хватало.
Слава богу, мой Фиат с честью выдержал это испытание, хотя и был похож на четверку с помидорами, едущую на базар. В любом случае, нервозности это добавляло немало, особенно в ураганный ветер по пути на паром в Хельсинки, в ночь с 28 на 29 декабря. В море изрядно штормило, с прибытием в Стокгольм паром опоздал на 2 часа.
В ночь с 30 на 31 мы ночевали в Стокгольме, а с утра выдвинулись в Норвегию (около 500 км пути). Снег стал появляться только на последних 100 км пути, причем очень резко. Последний горный участок в 60 км оказался довольно сложным, так как извилистая горная дорога с затяжными спусками и подъемами была полностью покрыта льдом, и снегом.
Из железа я взял мачту - известный всем армейский 10-иметровый телескоп "на защелках", антенну - 13 элементов с 7-метровой траверсой, трансивер - Yaesu FT-897d, усилитель - VLA-200H (он отдает чуть более 200 ватт), поворотное устройство - AR-35x (см., например, здесь), предварительно смазанное норвежской статойловской смазкой, дабы не мерзло на морозе :), МШУ и прочие мелочи типа КСВ-метра. Взял я также веревки и тюнер на КВ, однако даже не удосужился их достать за всю поездку. И так времени было в обрез, чтобы и поработать, и покататься, и не умереть от усталости :)
Оборудование устанавливал прямо в новогоднюю ночь, хотелось побыстрее начать. Коттедж оказался удачным, с открытой верандой, к углу ограждения которой изнутри привязал телескоп и оттянул основание в две стороны по ограждению. Туда же оттягивал две оттяжки верхнего яруса, третью же сторону - на ёлку неподалеку. Место там, конечно, не идеальное. Высота около 800 метров над уровнем моря, однако открыто оно полностью только с севера на юго-восток. Причем открыто на тысячи километров, т. к. в ту сторону идут только невысокие шведские горы, Ботнический залив, финские сопки, да наша равнина. Далее начинается гора высотой до 1100 м (вершина от меня около 4 км по прямой). Гора идет с юго-востока до юго-запада, далее небольшой просвет, огромные ели и полого уходящий вверх склон до севера. Все это можно оценить на прилагаемых фотографиях. Как итог, наилучшее направление - восток. При хорошем прохождении, думаю, можно вполне успешно работать не только через метеоры.
Первую радиосвязь я провел в 20 UTС 1-ого января. Прохождение не радовало, "камней" было откровенно мало, активность даже в KST-чате была крайне низкая. Общий вызов 144370/144352 был пустой тратой дорогой норвежской электроэнергии.
Сидел до поздней ночи, вставал рано (6 утра по местному, разница с МСК - три часа в минус). В итоге к вечеру 3-его января провел всего 10 QSO. Про некомплекты не пишу, их не считаю, т. к. их всегда бывает до 50% всех связей. Радует, что практически каждая QSO была новым квадратом для корреспондента.
Странно вел себя МШУ, который до этого всегда только помогал. Шум эфира превращался в синусоиду с переменной амплитудой и частотой. Дополнительно, все это дрейфовало по частоте и направлению(!). Конечно же, слабые бурсты это сжирало. Что это было, я разобраться не смог, просто убрал МШУ с мачты, и поставил перед трансивером. От антенны до МШУ стало около 15 метров тонкого кабеля, далее до усилителя еще около 5.
Эффект почти пропал, хотя позже все же изредка проявлялся, но с гораздо меньшей амплитудой.
3 января во вторник пытался участвовать в NAC-контесте, однако, провел за полтора часа 7 связей до 400 км и плюнул. Прохождение так себе, активность низкая. Шведы сидели в SSB-участке и болтали на своем шведском, удивляясь, зачем это я их зову по второму разу. Приходилось объяснять, что сорри, ай донт спик свидиш, co коллинг эври хёд стэйшн.
Вернулся к метеорам. Но тоже без особого успеха, провел 1 QSO "рандом" c G4SWX. Как раз еще до NAC начал подниматься ветер, к ночи все это разрослось до жуткой метели с ураганным ветром. За ночь пришлось несколько раз перевязывать оттяжки, опускать телескоп и т. п. А связей это не принесло. Уже хотел было разобрать все к чертям и наслаждаться норвежской зимой, горными лыжами и коттеджом с камином и сауной без этого чертового железа :)
С утра 4 января встал ради скеда с итальянцем, но QSO не получилась. Однако, связи вроде пошли - за утро 4 QSO сразу, две из них с третьим районом, и вечером много хороших QSO.
Максимум потока по прогнозу был около 11 UTС 4 января. Вечером просто "прорвало" и удалось провести еще несколько связей с 3-им районом и даже с RA4NCX (около 2000 км).
RA4NCX передал мне, что от меня прилетело что-то UA9XRF, которого не было в KST-чате, но он был в IRC-канале vhfdx.ru. Это 2160 км, маловероятно, что без скеда удалось бы провести такую связь. Однако, UA9XRF в KST-чате не появился, а для меня загрузка IRC-клиента с GPRS-интернетом в 16 кбит/сек при стоимости 30 рублей за мегабайт была невозможной. Очень жаль, что много российских укавистов все еще отделяются от общего коллектива в отдельные IRC-каналы и т. п.
Итого за 4 января завершено 15 QSO.
Утром 5-ого января проспал будильник на скед, и решил сразу пойти на гору кататься. Вечером удалось провести еще две QSO c Прибалтикой. Активность в чате и в эфире заметно снизилась, все CQ были впустую.
6 января с утра также стразу отправился на гору, а весь вечер потратил на разборку и упаковку сетапа. Выехали мы 7 января в 6 утра по местному, перед этим надо было выспаться. Хотя, не помогло, первые полпути приходилось периодически останавливаться, чтобы не заснуть.
Итого проведено 28 MS QSO вечером и утром в течение трех с половиной суток. Можно было и больше, но только в ущерб остальному, так что результатом я вполне доволен (вспомните 14 QSO за 10 дней в прошлый раз!).
Выводы: к сожалению работа рандомом в таких слабых потоках практически бессмысленна.
Во-первых, я находился в неудачном направлении от основной массы корреспондентов, антенны направлять специально на меня никто не будет. А если и направляют, то, сразу в чате пишут "pse sked!". По скедам я старался не работать, особенно в неудачных направлениях, на что многие обижались. Так как сетап не "биг-ганский", я реагировал на просьбы повернуть антенну и обещал отвечать, если услышу. С другой стороны, без скеда не получилось бы и ODX с RA4NCX.
Послал отчет за Russian Winter MS Contest, в котором заявлено 16 QSO (c 16 UTC 3 января по 6 UTC 5 января).
Еще один радиолюбительский аспект моей поездки: с собой была APRS-станция Yaesu VX-8R. Она была включена практически всю дорогу, кроме парома и дороги по России. Особенно приятным оказалось, что с верхней части горы меня слышали аж 4 диджипитера/интернет-гейта - LD2TR, два SK4KO и SK4WV. Три из них находились на расстоянии около 120 км.
Поэтому мои покатушки и дорогу от и до Стокгольма можно было наблюдать on-line на http://www.aprs.fi.
С определенных склонов горы открывались два репитера: SK4ROI на 145675, и норвежский (забыл позывной, к сожалению) на 145600. Традиционно для Европы, общие вызовы на репитерах оставались без ответа.
Евгений Кузнецов RK1AA / OH2FPN, Санкт-Петербург - Хельсинки - Стокгольм - Трюсиль, январь 2012 г.