Маяк Поворотный на острове Вихревом
Ждешь лето, ждешь, а оно оказывается, уже наступило, а вместе с ним и очередной радиолюбительский сезон, связанный с программой «Русский Робинзон».
Когда каждый очередной сезон ждешь, готовишься, собираешься, то это уже как в песне Олега Митяева «...лето-это маленькая жизнь...».
На этот раз выбор пал на небольшой остров, расположенный на границе Финского и Выборгского заливов. Это остров Вихревой. Любой коллектив, собирающийся в радиоэкспедицию, знает, что успех в этом мероприятии определяется средством доставки и другими очень важными составляющими. Но выбор сделан и надо собираться. Это наш старый коллектив: - UA1ANE (Валерий), UA1ATI (Игорь), RN1AW (Виктор), RA1ANP (Василий), RX1AW (Александр) и UA1AJM (Александр). Решили работать в эфире с двух мест - это TS-870S + усилитель на ГУ-74 с антенной GP-40 м и IC-706MKII + антенна Hustler 4-BTV (4-х диапазонный вертикал). Все это питалось от генераторов АБ-2-О/230 и АБ-1-O/230. Добавлено необходимое количество ГСМ, воды и продуктов питания, а также различное другое имущество, необходимое для существования в автономных островных условиях. Все это погружено в «Газель» и завтра в путь на Выборг.
Трехчасовой путь прошел незаметно и вот мы на пирсе, у места погрузки. Катер уже ожидал нас. Все-таки мы опоздали из-за утренних автомобильных пробок.
Разгрузка автомобиля проходит в хорошем темпе (отрабатываем время своего опоздания).
После разгрузки машины окинули суетливыми взглядами свой груз, кузов и все вокруг, а вдруг что-то забыли. Вот и погрузка на катер завершена, можно отходить.
Прекрасное настроение, легкий морской бриз с запада, а вместе с ним и запах моря, все это переполняет наши чувства, мы в пути к намеченной цели. На траверзе нашего катера мы встречаем иностранные суда, стоящие под загрузку углем.
Впереди множество маленьких островов и островков. Чтобы попасть на любой из островков необходимо пройти процедуру оформления и получения разрешения у пограничной службы. На траверзе мы встречаем корабли (ПСКР'ы) береговой охраны.
Нашим взорам открылся залив, с его строгой красотой. Наконец на нашем пути предстал наш пункт назначения – остров Вихревой, на самом краю которого стоит маяк Поворотный.
Подходим ближе, смотрим - красиво, место изорванное балтийскими штормами, покатые гранитные лбы, низкий редкий хвойный лес. Гранитные глыбы, формирующие в этих местах основу островов, живописны. Прибрежная полоса состоит из большого количества мелких подводных валунов, между которыми песчаный кусочек пляжа, а песок состоит здесь из разновеликих камешков.
Наконец наш катер причалил к гранитному пирсу. А дальше начинается любимая работа – разгрузка. Но, при наличии сборной коляски (отдельное спасибо Василию-RA1ANP, коляску смастерил), мы быстро перевезли тяжелый груз с пирса на остров. Оставив с грузом Александра (UA1AJM), остальные «Русские Робинзоны» (клуба, членами которого являются) пошли изучать остров и выбирать робинзоновский «шек». После изучения острова, поняли, что это еще не все. У самого маяка не развернуться. При пожаре в 2002 году, когда на острове горел высушенный до состояния пороха мох и лишайник, низовой огонь повалил и выжег корни у множества деревьев. На господствующей высоте острова стоит металлическая дозорная вышка, но проход с грузом туда невозможен. Сплошные завалы из сухих обгоревших деревьев причина этому. В общем, картина удручающая. Пришлось разбить наш скромный лагерь в низине у самой воды, на единственно узкой полоске гранита и кое - где песка, поросшего травой. Место неважное для работы в эфире. На трофейной карте острова место расположения нашего походного «шека» отмечено красным крестиком.
Старое название острова - Туппурансаари. "Сари" – "остров" по-фински, а первая часть слова еще не переведена (отложим до следующего сезона).
Прошло немного времени и наши GP установлены (20 и 40 м), агрегаты запущены. Вот оно, ради чего сюда заехали. Что твориться на душе у всех членов команды, ну как Вам сказать... в общем «Робинзоны» нас прекрасно понимают (для тех, кто увлекается этим и идет это повествование).
Одним из первых вышел с нами на связь наш старый товарищ и активный «Робинзон» – Евгений (RZ3EC). Работа пошла, логи стали заполняться связями. Подходили на вызовы наши знакомые и друзья (RN6BY, RZ3EM, RZ1AZ, DJ9BK...), а также большое количество других радиолюбителей, с кем заочно знакомы по эфиру. Учитывая солнечную активность, а вернее - пассивность, место расположения (практически в низине, с трех сторон лес), все это накладывало определенные условия для проведения связей. Специфический шум эфира - выше среднего, но это не индустриальные помехи, небольшое количество станций работающих в эфире, все это заставляло нас работать то на вызов, то на поиск. Прохождение быстро менялось. За каждую связь приходилось бороться.
День заканчивался, надо было подумать и о хлебе насущном, подумать об устройстве камбуза островного. И здесь большое спасибо мастеру по приготовлению пищи - Валерию (UA1ANE).
Направление ветра на заливе изменилось, и весь дым с соседнего острова Игривый повалил к нам. Игривый горел и горел хорошо, дым вносил определенный дискомфорт в нашу Робинзонаду. Пламя хорошо было видно по ночам в нескольких местах. Один раз сильно рвануло что-то на острове (понятно, что это эхо далекой войны). Игривый отделен от Вихревого тремя километрами воды, и это радовало.
Наступил день. Пока светит солнце, нет дождя, надо сделать экскурсию к маяку Поворотному. Сказано - сделано, но добирались 200 м до маяка по-разному. Я и UA1AJM вброд, по пояс через маленький пролив, а UA1ATI и RA1ANP решили ноги и кое-что еще, не мочить в воде, преодолели метров сто на резиновой лодке.
Маяк встретил нас в нарядном, ухоженном виде. На нем установлена памятная доска: “Защитникам Отечества павшим при освобождении островов «Вихревой», «Маячный» 1939-1940, 1941-1945“.
Наверно, одна из самых суровых в истории острова страниц связана с Великой Отечественной Войной (ВОВ).
Чтобы подойти к Тронгзунду и далее в Выборг, миновать этот остров никак нельзя, поэтому во время ВОВ укреплению этого острова придавалась большая значимость. Брустверы позиции обложены гранитными камнями. На более низкой стороне, поросшей лиственным лесом, четко прослеживаются окопы и остатки блиндажей, вырытых в грунте. Вырыть в гранитном массиве окопы - скажем так, несколько затруднительно, "окопы" сооружены из гранитных валунов, осколков и сколотых плит. На профессиональном языке каменщиков - рванина.
Остров представлял собой крепкий гранитный орешек, следы действия фугасных снарядов видны на здешних валунах и поныне.
Дьяконов Анатолий Александрович – Герой Советского Союза, командир 60-го отдельного лыжного батальона 7-й армии Северо-Западного фронта, капитан, отличился в боях за остров Туппурансаари. После 25-километрового марша отряд Дьяконова вышел в тыл противника, захватил и удержал позиции на этом сильно укреплённом острове, что обеспечило выполнение боевой задачи 86-й мотострелковой дивизии. Бой длился 17 часов. Дьяконов был ранен, но остался в строю. В дальнейшем отряд перехватил автостраду Выборг-Хельсинки.
В годы войны был создан Выборгский укрепленный сектор береговой обороны. Штаб сектора находился в Выборге. В состав сектора входили 22-й и 32-й отдельные артдивизионы, 37-й отдельный зенитный дивизион и 41-й отдельный пулеметный батальон. Батареи были разбросаны по берегам залива и островам. Что касается 22-го дивизиона, то он был исключительно островным. Батареи этого дивизиона располагались на островах Тиуринсаари, Пийсаари и Туппурансаари. Командовал 22-м дивизионом капитан Леонид Петрович Крючков.
Из исторических мемуаров - «...форпост дивизиона — шестидюймовая батарея на дальнем острове Туппурансаари (Вихревой) — уже вступила в бой, ведя огонь по противнику на материке. С наблюдательных постов, расположенных на северном побережье, теперь днем и ночью были слышны раскаты артиллерийских залпов, видны зарницы орудийных вспышек. А к вечеру приходит неприятное известие: по батарее нашего дивизиона на Туппурансаари открыли огонь восемь неприятельских батарей. Люди держались исключительно стойко, но потери слишком велики, техника повреждена. Поэтому принято решение орудия и погреба взорвать, а людей эвакуировать...».
Прошло несколько десятилетий. Мы здесь. Суровая красота здешних мест видна, даже в белые ночи, которые подходили к концу, соленый морской воздух, гранитные лбы и изогнутые постоянными ветрами невысокие сосенки на них.
К гранитному пирсу подошел пограничный катер, проверили документы. Все в порядке. Когда катер вылетел на простор залива, сделали снимок на память.
Работа в эфире продолжалась. Менялось прохождение, менялись операторы.
Но все хорошее быстро заканчивается.
Хочется выразить всем огромную благодарность, за поддержку, проведение связей и просто за терпение и понимание. До встречи в эфире. 73!
Остров Вихревой, маяк Поворотный, 2006 г.
Виктор Царевский (RN1AW) |