25 и 26 сентября 2010 г. небольшая команда Ассоциации радиолюбителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Союза Радиолюбителей России) решила привлечь внимание работой в эфире на коротких волнах радиолюбителей России и радиолюбителей других стран к сохранению исторического наследия – старинных фортов и крепостей.
Одним из таких объектов был выбран островной форт Милютин, расположенный южнее острова Котлин (Финский залив). Прибыв на форт, разместившись в одном из казематов, установив антенны, радиоаппаратуру (трансиверы, ноутбук и прочее оборудование), включив бензогенератор, вышли в радиоэфир: "Всем, всем, всем для работы в эфире приглашает форт Милютин…". Нам отвечали сразу десятки радиолюбителей из различных городов и регионов нашей страны. В радиоэфире мы рассказывали откуда работаем, чем знаменит форт Милютин и почему он так назван. Это вызывало огромный интерес.
У радиолюбителей России существуют различные дипломные программы, одной из которых является программа "Российские крепости в эфире" ("Castles On The Air - Russia"), где форт Милютин, имеет свой номер - F-112. Существует и международная дипломная программа "Крепости мира" ("WCA - World Castles Award"), где форт Милютин имеет номер - UA-00206. Форт Милютин вызывает так же большой интерес и у иностранных радиолюбителей, о чем свидетельствует в наших аппаратных журналах большое количество проведенных радиосвязей с иностранными радиолюбителями-коллекционерами крепостей, замков и фортов, позволяющее выполнить условия дипломной программы. Два дня нашей работы в эфире быстро пролетело, за этот короткий срок мы получили большое удовлетворение от работы (проведено более тысячи радиосвязей), представив форт Милютин в радиоэфире.
На нас форт произвел большое впечатление своей фундаментальностью, основательностью, добротностью в постройке. Хотелось бы увидеть форт в будущем, не хуже, чем он выглядит сейчас, оберегая это серьезное фортификационное сооружение от разрушения и отдавая дань глубокого уважения нашим предкам, кто проектировал и строил его, кто защищал на нем нашу землю.
Радиолюбители: Николай Сашенин (RV1AQ), Виктор Царевский (RN1AW) и Сергей Резцов (RA1AKJ). Форт Милютин. 25 сентября 2010 г.
|
Форт 3-й ЮЖНЫЙ (Милютин)
Мощный и оригинальный по конструкции форт «Милютин» был возведен в период 1865-1871 гг., под руководством генерал-адьютанта Эдуарда Ивановича Тотлебен, и должен был огнем своих орудий, совместно с расположенным напротив фортом «Константин», перекрывать Кронштадтский корабельный фарватер.
Форт проектировался первой в России башенной батареей – шесть орудий калибром 228,5 мм (9 дм) располагались в шести цилиндрических бронированных башнях, и имели круговой сектор обстрела. Единственное, монолитное здание форта собиралось из камня на образованном ряжами и сваями острове. В начале XX века башни с него демонтировали, остров расширили, переднюю стену частично обваловали, полностью переделали верхний урез форта – на месте пяти башен построили бетонные дворики, в которых установили орудия.
В конце 1930-х гг. форт снова модернизировали. Во время Великой Отечественной Войны орудия форта вели огонь по частям противника в Петергофе и Стрельне, по самолетам противника. В конце 1950-х гг. форт был снят с вооружения и покинут. Много информации, особенно графической можно посмотреть на сайте Северные Крепости.
|
|
Дмитрий Алексеевич Милютин (1816, Москва - 1912, Симеиз, Крым) - граф, военный министр (1861-1881), генерал-фельдмаршал (1898). Историческая справка.
В 1833 г. Д. А. Милютин с серебряной медалью окончил Благородный пансион при Московском университете. Тогда же он переехал в Петербург, поступил на военную службу в 1-ю артиллерийскую гвардейскую бригаду и через шесть месяцев, в 17-летнем возрасте, получил первый офицерский чин.
В 1835 г. сразу поступил в старший класс Императорской Военной академии и через год выпустился из неё с малой серебряной медалью и с производством в поручики.
С 1836 г. Д. А. Милютин служил в Гвардейском генеральном штабе и одновременно написал ряд статей по военному и математическому отделам в "Энциклопедическом Лексиконе" Плюшара (тт. 10-15) и "Военном энциклопедическом лексиконе" Зедделера (тт. 2-8), перевёл с французского записки Сен-Сира ("Военная Библиотека" Глазунова, 1838 г.) и напечатал статью "Суворов как полководец" ("Отечественные Записки", 1839 г., 4).
В 1837 г. Дмитрий Алексеевич Милютин получил назначение в генеральный штаб. Уже в этот период он проявил склонность к военно-теоретическому анализу, публиковал свои статьи в различных военных журналах.
С 1839 г. для приобретения боевого опыта был командирован на Кавказ, в штаб Чеченского отряда, которым руководил сам командующий войсками Кавказской линии и Черноморья известный боевой генерал П.Х. Граббе. Это было трудное для русских войск на Кавказе время упорной борьбы с горскими племенами, объединившимися под властью имама Шамиля, сумевшего возбудить в соплеменниках ненависть к русским. Д. А. Милютин принял участие в ряде военных операций против горцев, в одном из боев был ранен пулей в плечо с повреждением кости. Это ранение впоследствии вызвало необходимость серьезного лечения, тогда же он продолжал оставаться в отряде, участвуя в боевых делах. Наградой ему за экспедицию 1839 г. стали первые ордена - Св. Станислава 3-й ст. и Св. Владимира 4-й ст.
Вернувшись в Петербург в чине капитана, Дмитрий Алексеевич вступил в должность квартирмейстера 3-й гвардейской пехотной дивизии.
В 1840-1841 гг. Д. А. Милютин путешествовал по Европе, посетил Германию, Италию, Францию, Великобританию, Бельгию, где знакомился с их государственным устройством, организацией судебной системы, местного управления и т.д. С 1843 г. обер-квартирмейстер войск Кавказской линии и Черноморья. Ведя штабную работу, в помощь войскам написал "Наставление к занятию, обороне и атаке лесов, строений и деревень и других местных предметов", высоко оцененное офицерами.
В 1844 г. Д. А. Милютин по состоянию здоровья вернулся в Петербург и сменил боевую деятельность на должность профессора Императорской Военной академии по кафедре военной географии, а затем военной статистики. По его инициативе было начато военно-статистическое описание губерний России. Его труд "Первые опыты военной статистики" (в 2-х томах, 1847-1848 гг.) был отмечен Российской Академией наук Демидовской премией и положил начало новой военной науке - военной статистике.
Затем Д. А. Милютин издал "Описание военных операций в 1839 г. в Северном Дагестане", написал ряд статей для энциклопедических изданий. С 1848 г. Д. А. Милютин, наряду с учеными занятиями, состоял для особых поручений при военном министре. В конце 1840-х гг. входил в круг "либеральных бюрократов": чиновников, ученых, литераторов, который собирался в салоне великой княгини Елены Павловны, его брата Николая. В 1852-1855 гг. появился главный военно-исторический труд Д. А. Милютина - пятитомная "История войны России с Францией в царствование императора Павла I в 1799 г.", где всесторонне раскрыта деятельность Суворова как полководца, психолога и воспитателя солдат. Изучая ход Крымской войны 1853-1856 гг., тяжело складывавшейся для России, он написал ряд записок военно-политического характера, в том числе записку с изложением плана реорганизации военной системы государства. О Крымской войне Д. А. Милютин говорил: "Мы приняли вызов Западной Европы не подготовленными к предстоящей борьбе" - и отмечал, что "не было у нас военачальников, способных к тому, чтобы своим гением возместить скудость боевых сил".
В 1855 г. Дмитрий Алексеевич Милютин получил чин генерал-майора. В 1856 г. в его судьбе произошел новый поворот: по ходатайству главнокомандующего на Кавказе князя А. Барятинского, он был назначен на должность начальника главного штаба Кавказской армии, нуждавшейся в улучшении управления. Прибыв на место, Д. А. Милютин смог быстро разобраться в сложной военной обстановке, упорядочил работу штаба армии и совместно с князем Барятинским разработал план действий по покорению Восточного Кавказа. В значительной мере, ему русская армия обязана успешным завершением Кавказской войны.
В 1859-1860 гг. Дмитрий Алексеевич принял личное участие в решающих боевых операциях в Северном Дагестане и на Кубани, в том числе, в военной экспедиции по пленению Шамиля в ауле Гуниб. За боевые заслуги он был награжден орденами, чином генерал-лейтенанта, вскоре удостоен звания генерал-адъютанта Е.И.В. В 1860 г. Д. А. Милютин был назначен товарищем [заместителем] военного министра Н. О. Сухозанета. С 1861 г. Д. А. Милютин - военный министр и член Государственного совета. При поддержке Александра II провёл военные реформы, в результате которых была усовершенствована структура центрального и местного военного аппарата, созданы военно-окружные управления, изменен характер боевой подготовки войск, реорганизована система военно-учебных заведений, введена всеобщая воинская повинность, проведено перевооружение армии. В 1864 г. вместо корпусной системы были созданы 15 военных округов, обладавших определенной самостоятельностью. При Д. А. Милютине был сформирован Генеральный штаб.
С 1866 г. Д. А. Милютин генерал от инфантерии. Главной целью своей деятельности он считал преодоление военной отсталости России, отчетливо выявившейся в ходе неудачной Крымской войны. Для этого начал проводить в жизнь реформы, поддерживаемые Александром II. Д. А. Милютин добился сокращения срока военной службы в строю с 25 до 16 лет, отмены телесных наказаний в армии, принял меры по улучшению быта солдат и обучению их грамоте. Главными военными реформами, проведенными при Д. А. Милютине, стали: замена рекрутских наборов всесословной воинской повинностью ("Высочайший манифест" от 1 января 1874 г.); создание военных округов и системы управления войсками в военное время; перевооружение армии нарезным стрелковым и артиллерийским оружием; разработка и введение новых воинских уставов; замена кадетских корпусов военными гимназиями и учреждение юнкерских училищ; военно-судебные реформы; учреждение офицерских собраний и других форм общественности в армии. У реформ было много противников, и преодолевать их сопротивление было не легко.
Морской министр Краббе рассказывал, например, как проходило заседание Государственного совета по обсуждению нового закона о воинской повинности: "Сегодня Дмитрий Алексеевич был неузнаваем. Он не ожидал нападений, а сам бросался на противника, да так, что вчуже было жутко. Зубами в глотку и через хребет. Совсем лев. Наши старички разъехались перепуганными". Многие в то время признавали, что при Д. А. Милютине военное устройство Российского государства в короткие сроки преобразилось, отразив растущие при Александре II силы страны, и что Россия в своих военных реформах пошла дальше, чем все ведущие мировые державы. По случаю введения всесословной воинской повинности Александр II направил военному министру именной рескрипт, в котором писал: "Тяжелейшими трудами вашими в том деле и просвещенным на него взглядом вы оказали государству услугу, которую ставлю себе в особое удовольствие засвидетельствовать и за которую выражаю вам мою истинную душевную признательность. Закон, мною утвержденный и ныне обнародованный, да будет - при вашем содействии - приводиться в исполнение в том же духе, в каком он составлен".
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. подтвердила своевременность и целесообразность реформ Д. А. Милютина. Вместе с царем он в течение 7 месяцев находился на русско-турецком фронте и с удовлетворением замечал перемены в войсках. "Вот он новый солдат, - говорил он, - старый без офицеров умирал бы, а эти сами знают, куда им броситься. У этих почин. Ведь это - душа нашего нового солдата, солдата Александра II". Летом 1877 г. военный министр проявил исключительную твердость, когда после трёх неудачных штурмов Плевны воспротивился намерению большинства военачальников отступать и настоял на переходе к планомерной осаде города. В ноябре Плевна пала, что внесло перелом в ход войны на Балканах. Д. А. Милютин был удостоен ордена Св. Георгия 2-й ст. и титула графа. По окончании войны, он, не боясь уронить чести мундира, организовал работу комиссии по расследованию допущенных просчетов в обеспечении войск и принял меры по пресечению злоупотреблений интендантов.
После Берлинского конгресса 1878 г. Д. А. Милютин фактически руководил внешней политикой России. Был сторонником принципа единства и неделимости Российской империи, выступал за дальнейшее расширение русского присутствия в Средней Азии, залог целостности и величия России видел в "сильной власти, решительном преобладании русских элементов". Являясь членом Государственного совета, активно влиял на все сферы внутренней политики и на иностранные дела, действовал в духе прогрессивных преобразований и либеральных убеждений.
Убийство террористами-революционерами Александра II и вступление на престол его сына Александра III повлекли за собой свертывание военных и других реформ. После опубликования 29 апреля 1881 г. Манифеста Александра III "О незыблемости самодержавия", на следующий день, вместе с либеральными министрами, Д. А. Милютин подал в отставку и уехал жить в своё крымское имение Симеиз, оставаясь формально членом Государственного совета и генерал-адъютантом. Не одобряя новое направление политики, избранное царем, он отмечал: "Мы оказались стадом баранов, которое бежит туда, куда бежит первый баран. Вот что грустно".
В имении работал над воспоминаниями. Его "Дневник" охватывает события с 1873 по 1882 гг. и является ценнейшим источником по истории внутренней политики России 2-й половины XIX в. О заслугах бывшего военного министра-реформатора вспомнили в 1898 г. Николай II в дни торжеств по случаю открытия памятника Александру II в Москве произвёл Д. А. Милютина в генерал-фельдмаршалы. Но это ничего не изменило в его жизни. С горечью он наблюдал, что его преемники в звании военных министров слишком медленно движутся по тропе, им проложенной, а нередко идут в противоположном направлении. С горечью пережил он и русско-японскую войну 1904-1905 гг., окончившуюся для России поражением. Осмысливая состояние русской армии, стареющий фельдмаршал в 1909 г. написал "Старческие размышления о современном положении военного дела в России", где попытался изложить свои взгляды на беспокоившие его вопросы.
В последние годы своей жизни Дмитрий Алексеевич живо интересовался военным воздухоплаванием, видя в нем большое будущее. Проводил время в кругу семьи, среди книг и документов прошлых лет. Скончался 25 января 1912 г., а за три дня до его смерти умерла его 90-летняя ослепшая супруга. Погребение Д. А. Милютина состоялось на Новодевичьем кладбище в Москве.
Дневники и воспоминания Дмитрия Алексеевича по его завещанию были переданы на хранение в Императорскую Академию генерального штаба. За свою военную деятельность Дмитрий Алексеевич Милютин заслужил все российские ордена, до Андрея Первозванного включительно, и был удостоен многих зарубежных наград. Он был членом Государственного совета, почетным президентом Императорской Николаевской военной и Александровской юридической академий, почетным членом Академии наук, Артиллерийской, Инженерной и Медико-хирургической академий и почетным членом различных обществ.
Использованные материалы:
- Ковалевский Н. Ф., История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века, М., 1997,
- Энциклопедический словарь (Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.),
- http://www.humanities.edu.ru.
|