24.04.2024 00:05:16

Всего пользователей: 376
Новый пользователь: R1BNJ
Иерархия статей
Статьи » Экспедиции » Поездка на родину А. С. Попова в Краснотурьинск в 2012 г.
Поездка на родину А. С. Попова в Краснотурьинск в 2012 г.

О поездке радиолюбителей Санкт-Петербурга и Москвы на родину изобретателя радио А.С. Попова в город Краснотурьинск по маршруту «Екатеринбург–Краснотурьинск–Верхотурье–Екатеринбург» 15–17 марта 2012 года.

Фотографии к отчету расположены в фотоальбоме. Открыть фотоальбом в новом окне.

Поездка организована в соответствии с программой радиолюбительских мероприятий в 2011–2012 г.г. по теме «А. С. Попов – основатель системы радиосвязи на Российском флоте» сотрудником Росвоенцентра, члена Совета ветеранов Службы связи ВМФ капитаном 1 ранга запаса Ю. В. Кропотовым и руководством Санкт-Петербургского отделения СРР. План мероприятий показан на фото №1.

Имя изобретателя радио Александра Степановича Попова известно в России каждому радиолюбителю, но очень мало, кто знает, сколько на самом деле сделал для своей страны этот гениальный человек. Чтобы узнать немножко больше о Попове, мы спланировали и провели данную экспедицию на родину Александра Степановича в Краснотурьинск.

Первоначально планировалось участие, наряду с нами и Москвичей, но финансовые и организационные проблемы сократили численность нашей экспедиционной группы с 30 до 4 человек (фото №1). Поездка ребят из дома творчества молодёжи на 6-й Советской стала возможна, благодаря оказанной финансовой помощи RA1AHL – Дворянова Дмитрия и UA2FFX – Соклакова Владимира. Билеты покупал за сутки до отправления поезда. 13 марта мы выехали в Екатеринбург. Уже в вагоне состоялось моё знакомство с двумя братьями близнецами Михаилом и Григорием Кокошкиными, которые впервые поехали на поезде в вагоне дальнего следования и на такое далёкое расстояние. Чтобы коротать время, я с собой взял нарды, которые очень помогли не только нам, но и другим пассажирам вагона интересно провести время в пути.

15 марта, рано утром, мы прибыли в Екатеринбург, где встретились с Ю.В. Кропотовым, который прибыл на 20 минут раньше нас. По предварительной договорённости, нас встретили свердловские радиолюбители RA9DZ – Тадеуш и UA9CSA – Сергей, который является Председателем РО СРР по Свердловской области. Первое фото было сделано на вокзале RA9DZ, который сфотографировал нас на вокзальной площади в полном составе: (фото №2 слева на право) Кропотов, Сергей (UA9CSA), я (RV1AQ) и Кокошкины Михаил и Григорий. Гидом и экскурсоводом по Екатеринбургу стал Сергей UA9CSA, который достаточно хорошо знает свой город и его историю и на своём автомобиле взялся за практическое воплощение плана в жизнь. Первым объектом для нашего посещения стал музей военной техники при заводе «Уралэлектромедь», перед входом в который расположен мемориал с вечным огнём, посвящённый, в первую очередь, людям, которые оставили свою жизнь на полях сражений во время Великой Отечественной войны, а во вторую, тому оружию, которое изготавливалось на заводах Урала и России во время войны и в послевоенные годы.

Следующим объектом для посещения стала Ганина яма – музеефицированное место в ближнем пригороде Екатеринбурга, где были найдены останки царя России Николая II и его семьи, расстрелянных в доме инженера Ипатьева. На первой из четырёх фотографий снят главный вход в музей (№5), на второй – план всех сооружений музейного комплекса (№6), на третьей фотографии – галерея фотографий семьи Романовых (№7) и на последней фотографии (№8) – завещание императора Александра-3го.

Закончив осмотр достопримечательностей и музеев окрестностей, мы направились в Екатеринбург в музей Радио, в котором когда-то довелось жить АС Попову (№9). Было очень интересно посмотреть экспозицию этого небольшого, по сравнению с Центральным музеем связи музея, и послушать очень интересный рассказ хорошо подготовленного экскурсовода. На фото №10 – одна из комнат экспозиции музея Радио.

Поскольку музей Радио находится почти в центральной части города, было принято решение пройтись пешком по центральной части города и ознакомится с его достопримечательностями. Таким значимым объектом в городе является памятник его основателям В.Н. Татищеву и В.И. де Генину (фото №11). Далее мы двинулись к памятнику изобретателя радио Попову, который запечатлён на фото №12. Здесь же, в центре, Сергей привёл нас к литературно-мемориальному дому-музею Мамина-Сибиряка, который мы посетить не смогли, но с удовольствием осмотрели его снаружи и ознакомились с его монументальными досками (фото №13).

И вот мы подошли к главному почтовому столбу Екатеринбурга, который поведал нам о расстоянии между Екатеринбургом и Москвой, а также каково расстояние в верстах до северной столицы, то есть до главного столба на почтамте в Санкт-Петербурге (фото №14, 15).

Поскольку наш город – морская держава, то очень интересно было ознакомится с монументом, который посвящён созданию школы юнг в Екатеринбурге во время Великой Отечественной войны и узнать, какое значение имела эта школа по подготовке кадров для нашего флота (фото №16).

Самым последним объектом в нашем плане посещения Екатеринбурга стала граница двух континентов – Европы и Азии. Да, очень забавно и интересно одновременно находится на двух континентах (фото №17 и 18). Мы так увлеклись знакомством с городом и его достопримечательностями, что чуть было не опоздали на поезд, на котором должны были выехать в Краснотурьинск. Но всё завершилось удачно и за 10 минут до отправления поезда мы сели в вагон и отправились на родину АС Попова.

В Краснотурьинск мы прибыли рано утром 16 марта. Вокзал, для такого относительно маленького городка, выглядит солидно (фото №19). На вокзале нас встретил хорошо нам с Кропотовым знакомый – UA9CDB – Юрий Паначёв, который был у нас в гостях на форте Милютин и в Центральном музее связи. Первым значимым историческим объектом в городе оказалась Максимовская церковь, в которой первым настоятелем был отец изобретателя радио С.П. Попов (фото №20). Недалеко от церкви находится и дом, который полагался по тем временам настоятелю церкви, который и был предоставлен Поповым, в котором и родился 16 марта 1859 года будущий изобретатель радио Александр Попов. К дому, который стал музеем, было пристроено современное здание музея, который теперь является и краеведческим музеем Краснотурьинска (фото №21, 22 и 23). Уже по сложившейся традиции, нам показали музей и рассказали, показывая фотографии, о семье Поповых и о Александре Степановиче (фрагменты музея на фото №24 и 25), а затем пригласили принять участие в торжествах, посвященных 153 годовщине со дня рождения изобретателя радио (фото №26). В доме-музее Попова, как и у нас, установлена радиолюбительская радиостанция, которой в честь 150-летия Александра Степановича дали позывной R9DMP – Дом Музей Попова. К сожалению, очередная вспышка на солнце, произошедшая в день нашего выезда, вызвала такое магнитное возмущение, что за час работы в эфире, всеми операторами, в общей сложности, было проведено около 10 QSO (фото №27). Далее, по плану и по расписанию, все участники торжества отправились к памятнику Попова, у которого возложили ему цветы и сфотографировались на память (фото №28, 29 и 30).

После всех торжеств, опять же по нашему плану, состоялась небольшая экскурсия по городку и первым объектом знакомства стал Этнографический музей Федорова, перед входом в который стоит памятник ”Каменный цветок”.  Хочу сказать, что в этом небольшом музее мы узнали очень много интересного о богатствах Южного Урала, посмотрев замечательную коллекцию камней, а также о людях, которые занимались разведкой недр Урала, которые, в свою очередь – все, оказались выпускниками Горного института в Санкт-Петербурге (фото №31, 32 и 33).

Закончив осмотр музея Фёдорова, мы отправились в Максимовскую церковь, в которой первым настоятелем был отец АС Попова. Поднявшись на колокольню, мы смоги увидеть окрестности Краснотурьинска, город Копейск и другие прилежащие к нему посёлки. Сделав снимки на память на колокольне (фото №34), мы отправились на встречу с ещё одним радиолюбителем – Владимиром Устюговым - UA9CBU, который одновременно является и представителем РЧЦ. По предложению Владимира, мы изменили маршрут и программу нашего пребывания в Краснотурьинске и далее на его автомобиле отправились в город Волчанск.

По дороге Владимир нам рассказал интересную историю, которая произошла в городе Волчанске в начале 60-х годов. Разбирая склад с имуществом, которое было доставлено в город с запада в период эвакуации во время Великой Отечественной войны, были обнаружены 4 памятника, среди которых оказался и памятник Александру Степановичу Попову. Нашлись радиолюбители, которые сохранили этот памятник и в 1963 году установили его. Как говорят свидетели, вид памятника был удручающим, так как ему пришлось проделать большой путь по железной дороге и пролежать на складе, пока не был обнаружен. В 2009 году, по инициативе радиолюбителей и РЧЦ, радиочастотный центр выделил деньги на реставрацию памятника, который и был отреставрирован к 150-летнему юбилею АС Попова. Пока до сих пор не удалось найти документов и источников, откуда этот памятник АС Попову, а так же памятники Макаренко, Горькому и Пушкину были эвакуированы и оказались здесь на Урале. Хорошая задача для поиска ответов! Вот, наконец, и мы прибыли в Влчанск и приняли участие в возложении венка к памятнику и сфотографировались с радиолюбителями Серова и Волчанска на память (фото №35 и 36).

Далее наша дорога пролегла в город Верхотурье. По дороге пытался вспомнить школьную программу и, увы, не смог вспомнить упоминаний в школьной программе по Верхотурью, а ведь этот город был когда то столицей Уральского края. Благо, информации в интернете очень много и этот пробел можно нынче ликвидировать, посмотрев один из многочисленных сайтов по Верхотурью: http://www.verhoturie.com/ В Верхотурье приехали очень поздно и разместились на ночь в гостинице ”Соболь” (фото №45). А затем поехали в детский спортивный комплекс, в помещении которого разместилась коллективная радиостанция RN9CZA, с коллективом которой мы познакомились и совместно поработали в эфире позывным RK9DMP/p и провели около 50 QSO (фото №47). Уже далеко за полночь мы вернулись в гостиницу, чтобы после такого насыщенного по мероприятиям дня, немного прилечь отдохнуть.

На следующее утро и до посадки на междугородний автобус в 14 часов по местному времени, мы знакомились с достопримечательностями этого маленького, но очень интересного и удивительно красивого городка Верхотурье. Из информации в музеях и размещенной на монументальных досках узнаём, что город Верхотурье был создан по указу царя Фёдора Иоановича в 1598 году, а первыми его воеводами были назначены Головин и Воейков (фото №37 и 38). Монументальный столб установлен прямо напротив гостиницы, в которой мы ночевали (фото №39). А далее мы взяли путь на Верхотурский кремль, который считается самым маленьким кремлём, но единственным на территории азиатской части России (фото №41, 42, 43 и 44). Я не случайно дал ссылку на один из сайтов про Верхотурье, так как про этот маленький городок можно рассказывать очень много. А то, что здесь очень красивые места, можно убедится посмотрев на единственный кадр, в котором я хотел показать вид на посёлок с берега кремля и на навесной мост (фото №46). Пообедав в местном кафе, мы на междугороднем автобусе отправились в Екатеринбург. Поездка длилась чуть более 4 часов.

По прибытии в Екатеринбург, нас вновь встретил Сергей UA9CSA и вновь предложил небольшую поездку к зданию штаба Уральского Военного округа и далее на коллективную радиостанцию RK9CWW, которая расположена на территории Уральского Технического Университета. Мы согласились с этим планом и посетили эти 2 последних объекта города. А поскольку 17 марта начался RDXC, то мы посмотрели, как работают ребята в этом контэсте позывным RF9C и ознакомились кратко с историей этой коллективной радиостанции (фото №48, 49 и 50).

На последней фотографии мы сфотографировались с Сергеем UA9CSA, с которым обменялись опытом организации работы на уровне РО по многим направления деятельности и мы поблагодарили его за очень тёплый и дружеский приём и за то, что столько много времени уделил нам по знакомству с Екатеринбургом и его достопримечательностями. Наш первый коллективный шаг на Урал очень интересен, как для самих уральцев, так и для нас, если мы тоже захотим не только путешествовать, но и принимать тех, кто захочет посетить Северную столицу.

Мероприятия

Краснотурьинск (16 марта):

1. Приняли участие в конференции Краснотурьинского краеведческого музея, посвященной 153-й годовщине со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова. Кропотов Ю.В. сделал доклад на тему «Первые шаги радио в России: Кронштадт, Севастополь, Гогланд»;

2. Приняли участие в церемонии возложения цветов к памятнику А.С. Попова.

3. Вышли в эфир с коллективной радиостанции краснотурьинского радиоклуба в доме-музее А.С. Попова.

Верхотурье (16 марта):

В Верхотурском городском радиоклубе приняли участие в работе коллективной радиостанции RK9CXX, с которой работали позывным RK9DMP/p, давая информацию о том, что работаем этим позывным в честь 153 годовщины со дня рождения АС Попова.

Екатеринбург (17 марта):

Посетили радиостанцию Уральского технического университета во время соревнований Russian DX Contest.

Выполнение экскурсионной программы

Екатеринбург:

1. Обзорная экскурсия по Екатеринбургу (памятник основателям города В.Н. Татищеву и В.И. де Генину; памятник А.С. Попову, памятник Г.К. Жукову, Храм-на-Крови, музей металлургической техники под открытым небом).

2. Музей радио.

3. Знак «Европа-Азия».

4. Музей военной техники при заводе «Уралэлектромедь» (холдинг УГМК – Уральский горно-металлургический комбинат).

5. Ганина яма – музеефицированное место в ближнем пригороде Екатеринбурга, где были найдены останки царя России Николая II и его семьи, расстрелянных в доме инженера Ипатьева (Екатеринбург).

Краснотурьинск:

1. Музей – дом А.С. Попова.

2. Этнографический музей Федорова.

3. Максимовская церковь, в которой первым настоятелем был отец изобретателя радио С. П. Попов.

Верхотурье:

1. Николаевский мужской монастырь и построенный на его территории в честь 300-летия Дома Романовых в 1905 – 1913 г.г. Крестовоздвиженский собор. Это третий по размерам собор в стране после Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя.

2. Верхотурский краеведческий музей, расположенный на территории кремля. Верхотурский кремль – последний и самый маленький кремль, построенный в России по указу Петра I.

Волчанск:

Одной из достопримечательностей города является памятник-найденыш А.С. Попову, установленный в 1963 году и отреставрированный к 150-летию изобретателя радио в 2009 году. Памятник был эвакуирован по железной дороге неизвестно откуда во время Великой Отечественной войны. Вместе с ним прибыли в Волчанск несколько бюстов, а так же памятники Макаренко, Горькому и Пушкину.